Советские мотогонщики на фронтах Великой Отечественной войны Воскресный летний день 22 июня 1941 года. Первенство Москвы по мотокроссу. Соревнования в разгаре. Спортсмены подъезжают к очередному контрольному пункту, чтобы сделать отметку. Но контролеров на месте нет. В полном недоумении направляются к финишу. «Соревнования отменяются – война!». Так для участников началась другая борьба – суровая и опасная. Главный приз победителям – жизнь. В годы Великой Отечественной войны многие мотогонщики ушли на фронт, став разведчиками, связистами, мастерами по ремонту боевой техники. Это Евгений Грингаут, Равиль Губайдуллин, Сергей Сергеев, Владимир Карнеев, Николай Шумилкин, Эдуард Лорент, Лидия Свиридова, Геннадий Фомин и многие – многие другие.
Своей повседневной работой в тяжелых условиях военного времени они доказали, что мотоспорт может и должен играть важную роль в укреплении обороноспособности страны. Из спортсменов – добровольцев сформировали первые отряды Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). Вот воспоминания некоторых из мотоциклистов Великой Отечественной: Юрий Король, заслуженный мастер спорта, многократный чемпион СССР по мотокроссу, ветеран ОМСБОН: - Из мотоциклистов формировали роты связи, кто же, как не мы, мог обеспечить связь между войсками в тех условиях и мы действовали четко, быстро, точно. И были бесстрашными. По шоссе особо не поездишь – обстреляют, поэтому чаще передвигались по пересеченной местности, через леса. Вот где пригодились навыки мотоспортсменов. Но все равно немцы и тут нас подстерегали, изучив наши «трассы», между деревьев натягивали канаты. В сорок первом зима грянула рано, навалил снег – и канаты не различишь. Многие парни налетали на них грудью и погибали, ведь скорость развивали максимальную – до 80 км/час. Меня, наверно Бог хранил….. Равиль Габайдуллин, неоднократный чемпион Москвы по мотокроссу: - Враг действовал на психику, по городу распространялись листовки, Москва, дескать, вот-вот падет… Правительство уже уехало, скоро установится порядок, встречайте с объятиями, а сопротивление бессмысленно… Нельзя было допустить, чтобы в души людей вселился страх, пораженческое настроение. И тогда Московский автомотоклуб устроил показательные выступления мотоциклистов на Ленинских горах – подъем на холм, мобилизовали всех мотокроссменов. Я тщательно подготовил свой BMW R51 – ведь важно было, чтобы соревнования прошли по настоящему, и доказать – Москва живет! Установил форсированный двигатель, раму без задней подвески, чтобы улучшить маневренность, укоротил базу настолько, что сидел практически на заднем колесе. «Обул» колеса в шипованную резину. А для большего эффекта на выхлопные трубы надел эжекторы – они усиливали рев мотора. Война войной, но молодой был, хотел покрасоваться перед публикой… Большинство участников падали, их мотоциклы пожарники баграми оттаскивали с трассы, чтобы не мешались. Я же на одном дыхании влетел на скользкий холм! Позже в память о тех соревнованиях выпустили почтовую марку. Владимир Карнеев, шестикратный чемпион СССР в мотокроссе на 100 км, победитель в шоссейно-кольцевой гонке на 200 км: - В первые дни войны попал связистом в мотоциклетную роту. Очень скоро поменял отечественный ИЖ-9 на трофейный NSU-600. Мотался по ровным, как стол, открытым приволжским степям. Вот где наигрался в смертельные кошки-мышки с немецкими летчиками. Уходя от истребителей, резко менял направления движения, крутился в «волчке»… Временами спортивный азарт брал верх над естественным человеческим страхом, может быть, это и спасло от пуль. Под Сталинградом не существовало четко очерченной линии фронта. Деревни, хутора часто переходили из рук в руки, и связные зачастую не знали, в какой деревне фашисты, а в какой – наши. И вот однажды влетаю на мотоцикле в село, а в нем… немцы. Сорвал с головы пилотку и на приличной скорости, не притормаживая, пролетел деревню насквозь. Фашисты от неожиданности и наглости остолбенели…. Обошлось! Внезапно в начале зимы 1943 года военная судьба перебросила меня в Москву в ремонтно-восстановительную роту полка, где мне поручили организовать цех ремонта мотоциклов. В войне в это время наступил перелом – наши войска начали гнать фашистов. По прибытии в Москву с удивлением узнал, что Московский автомотоклуб запланировал проведения ряда мотокроссов. И я понял, что моя мечта снова стартовать в мотокроссе – может осуществиться. С 1943 года Московский автомотоклуб возобновил проведение соревнований по мотокроссу. Первое соревнование, посвященное 25-летию Красной Армии, было проведено 14 марта 1943 года на территории парка Культуры и отдыха «Сокольники». Следующий мотокросс был посвящен празднику 1 Мая и проходил под Москвой, в районе станции Планерная. 11 июля 1943 года Московский военный округ и Московский автомотоклуб провели военизированный мотокросс в районе деревни Озеревское, на который собрали сильных гонщиков, имевшихся в воинских частях. Среди них были знаменитый в то время Евгений Грингаут, опытный Михаил Громыхалин, Виктор Кулаков и др. Победу одержал Владимир Карнеев. Главным судьей этих соревнований был генерал-майор танковых войск – Котов. В 1943 году Московским автомотоклубом было проведено порядка десяти различных соревнований по мотоспорту. После долгого перерыва Московский Комитет по делам физической культуры вместе с Московским автомотоклубом провел Первенство Москвы по мотокроссу, прерванного в 1941 году на станции Планерная. События конца 1943 года привели к тому, что Правительство страны приняло решение об отзыве из военных частей всех мобилизованных в армию мастеров и заслуженных мастеров спорта. Было решено возвратить их в те спортивные секции, в которых они были до войны, и демобилизовать их. Исход войны в это время был предрешен, фашистские полчища откатывались на свою территорию. И это решение сохраняло лучшие спортивные кадры нашего государства, особенно нужные в своей сфере в восстановительный период, после окончания войны. В это время в клубы своих спортивных обществ, из фронтовых частей стали возвращаться выдающиеся спортсмены. В «Спартак» возвратились рекордсмены Николай Шумилкин и Александр Новиков, опытный Михаил Громыхалин и другие. В «Буревестник» возвратились его лидер Геннадий Фомин, опытный Владимир Озеревский, выступавшие на мотоциклах с колясками, Юрий Христофоров и Александр Разорёнов. Воевавший в Белоруссии в составе партизанских отрядов знаменитый Евгений Грингаут был с радостью встречен в «Трудовых резервах». В Академии бронетанковых войск ее лидеры Борис Герольский, Василий Павлов и Петр Гусаков энергично взялись за спортивные дела. Мотоциклетная жизнь в спортивных организациях начала возрождаться.
В основной костяк динамовского коллектива вошли Юрий Король, опытный Павел Севостьянов, хохмач Павел Баранов, сын Степана Андреевича Абрамова – Юра, Михаил Филин, Равиль Губайдулин. По давно установившейся в нашей стране традиции мотоспортом занимались и женщины. В послевоенном динамовском коллективе были самые талантливые из них: Ирина Озолина, Лида Свиридова и преподавательница консерватории по классу фортепиано Ара Туманян. Для некоторых звезд послевоенного мотокросса все начиналось как раз на Великой Отечественной войне. Например, так было у одиннадцатикратного чемпиона СССР по мотокроссу на мотоциклах с коляской Евгения Косматова. В 1945 году получил водительские права. Ездил из белорусского поселка Ошмяны до Вильнюса на НСУ-600 с фельдсвязью. Там-то рядового Косматова, которому было раз плюнуть пролететь 75 км, в один конец и столько же обратно по разбитой военной дороге и в дождь, и в гололед, подметил Павел Павлович Разживин, в ту пору – командир отдельной автороты НКВД. И когда часть, где служил молодой солдат, расформировали, он попросил командование: «Привезите мне Косматова».
К сожалению, далеко не все мотогонщики вернулись с фронтов. Война есть война…
Погибли Андрей Иваненко , Сергей Бучин и многие-многие другие…
Использованы материалы сайта: ostanovinarkotiki.ru